MENU

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Рамки, календари и фотографии: скачать бесплатно или купить недорого?

При всем том, что рынок дизайнерских услуг постепенно и успешно обретает формы респектабельности и цивилизации, то есть, большинство серьезных дизайнеров, оказывая услуги, предпочитают легальную покупку фотографии или шаблона простому скачиванию из сети, другими словами - стараются соблюдать Авторские права, я все-таки считаю - бесплатно скачать - это не значит украсть. Вернее - не всегда значит.
Как же отличить одно от другого? Давайте, для начала, вернемся лет на 10 назад и поразмыслим над причинами "окультуривания" профессии компьютерного дизайнера (рассмотрим то направление, которое занимается обработкой картинок в Фотошопе).
В связи с неконтролируемым распространением нелегального (пиратского) рынка и относительной дешевизной компьютеров каждый стал сам себе фотограф и сам себе дизайнер. Судя по количеству скачиваний продуктов от Adobe, создавалось впечатление, что основная масса людей в нашей стране зарабатывает себе на жизнь дизайнерством. Фотошоп стоял на каждом компьютере, а не украшал фотографии рамочками только самый ленивый. "Услуги дизайнера" оказывались на каждом углу, наряду с услугами "фото на документы", лишь бы имелся принтер. На поверку же оказывалось, что "услуги компьютерного дизайнера" включают в себя только подстановку одежды и декорирование рамочками, в лучшем случае - ретушь и замену фона. Ни о какой серьезной цветокоррекции, творческом фотомонтаже, сцене, композиции и гармонии речь не шла в принципе. На прилавках лежали папки с образцами рамок и календарей, выловленных в сети, а на стенах висели отпечатанные на принтере образцы готовой продукции. За очень небольшую сумму можно было "по-модному отфотошопить" любительскую фотографию и подарить другу. Однако виртуозное владение Фотошопом оказалось под силу далеко не каждому - работа требовала усидчивости и терпения, творческого мышления и фантазии, правильного цветовосприятия и видения форм, что неизбежно повлекло "отсеивание шелухи".

Итак, на настоящий момент работой дизайнера промышляют: а) самые стойкие - массовые фотографы, фотографы-фрилансеры и конторки по оказанию дизайнерских услуг; б) настоящие профессионалы и специалисты по Фотошопу и Иллюстратору - рекламные агентства, издательства и дизайнеры-фрилансеры; в) новички и увлекающиеся, которые со временем перетекут в одну из двух первых категорий. Посчитаем сюда и вечную массу - энтузиастов, которым просто нравится творить, и любителей, которые периодически творят дома для себя, хоть для них Фотошоп - это прежде всего развлечение, а не основное средство зарабатывания денег.

За 10-15 лет  создалось (и продолжает копиться) огромное наследство - тысячи, десятки тысяч рамок и шаблонов на сотнях сайтов и торрентов с предложениями "бесплатно скачать". Кем и для кого это все создавалось и кто же пользуется этим цифровым богатством? Поделюсь своими наблюдениями и собственным опытом. Пройдемся по нашим условным категориям а-б-в.

Массовые фотографы - детсадовики - наиболее активно используют скачанные бесплатно из Сети шаблоны и рамки, особо не утруждаясь изобретением собственных новинок. В подтверждение - буквально на днях увидел в детсаду в образцах рамку, которую я лично сам делал лет 10 назад.

Свадебные фотографы и корпоративщики - более творческая часть "дизайнерской интеллигенции", чем детсадовики. Не смотря на обилие свадебных рамок и шаблонов в интернете, многие делают свои, чем привлекают к себе новых клиентов (индивидуальный стиль много значит).

Дизайнеры из дизайнерских конторок - наиболее азартная и творческая подгруппа из категории "а". Их профессия также подразумевает творческий индивидуальный подход к клиенту. Они хоть и качают из интернета, но в основном творят сами. И даже выкладывают в сеть бесплатно, в том числе и на собственных сайтах.

Издательства и рекламные агентства, уважающие себя, в принципе не качают из сети ничего готового, а создают сами, так как являются "элитой" среди дизайнеров. Имея огромный опыт, специальное образования, художественный склад ума, необходимое оборудование и огромные библиотеки заготовок и клипартов (чаще всего лицензионных), они создают настоящие шедевры - не побоюсь этого слова, дизайнерского искусства. Их работа, как правило, стоит дорого, но она того стоит, ибо уникальна и делается только для вас. Но они не выкладывают в сеть бесплатно свои наработки, зато их работы часто становятся объектом плагиата и пиратства.

Дизайнеры-фрилансеры тоже достаточно высоко ценят свой интеллектуальный труд, особенно если эта работа является основным источником дохода. Работают такие профессионалы в одиночку, часто по ночам, иногда - не размениваясь на мелкие заказы - только по-крупному, нередко - в сотрудничестве с рекламными агентствами и издательствами. Любят постоянных и корпоративных заказчиков. Стоимость их труда зависит в основном от квалификации и от наработанного имени (как у фотографов). Чужие заготовки в чистом виде используют редко, но очень часто переделывают до неузнаваемости. Причем тратят на это иногда больше времени, чем на создание собственных. Часто не задумываются над приобретением лицензионного ПО и покупкой фотоклипартов, хотя, будем справедливы, это постепенно остается в прошлом. Свои наработки как продают за деньги, так и выкладывают бесплатно, ставя свой логотип.

Новички и любители, недавно освоившие азы Фотошопа, являются основным источником конкуренции для всех предыдущих групп, в основном по уровню стоимости услуг и очень редко - по качеству. Если для себя и любимой бабушки может быть "и так сойдет", то на продажу халтура совершенно не допустима! Энтузиасты-любители Фотошопа являются основными производителями бесплатных рамочек и шаблонов разного качества - от убогого до профессионального. И они же являются их основными потребителями. Они еще являются источником, порой хоть и абсурдных, но интересных идей и решений. К ним вполне применимы три распространенные поговорки: "разочарование от низкого качества длится дольше, чем радость от низкой цены" и "опыт приходит с годами". В первом случае "дизайнеры", осознающие скоро, что "эта профессия не моя", просто выпадают из сферы услуг - чисто по Дарвину. Во втором случае, совершенствуя свое мастерство и изучая предмет - пополняют ряды настоящих профессионалов. Есть среди любителей Фотошопа категория креативных юзеров, которые творят ради творчества. У них есть вкус, чувство гармонии, фантазия и нескончаемый азарт. Они не зарабатывают деньги дизайном и редко работают на заказ, но делают, порой, потрясающие вещи. К ним применима поговорка "бесплатно - не значит плохо". Как раз они и могут являться источником бесплатных качественных файлов.

Вот мы и разобрались, откуда в сети берутся бесплатные рамочки и шаблоны и кто их качает. Итак - рамочки и шаблоны бывают: 1) безымянные, неизвестного происхождения; 2) бесплатные, но имеющие конкретного автора; 3) платные от известного или не очень известного производителя и 4) выложенные для скачивания без разрешения автора. Чем эти, уже менее условные, категории отличаются друг от друга? Посмотрим на их характеристики и свойства, а значит на ценность.

Безымянные рамочки и шаблоны неизвестного происхождения обычно сотнями дублируются на многих сайтах и торрентах. Они практически никогда не бывают в слоях, редко имеют высокое разрешение. Хорошо, если они с прозрачным фоном. Качество исполнения и картинки зависит от изначального источника. Если это был когда-то "слоевой" вариант, сделанный специалистом, то и "ужатый" вариант может быть технически приемлемым для работы. Если же это изначально творение безымянного "сам-себе-самоучки", то и о качестве не приходится говорить.

Бесплатные варианты рамочек, выкладываемые самими авторами, обычно имеют прозрачный фон, но не имеют слоев для редактирования. Разрешение позволяет напечатать фото размером до А4. Выкладываются часто в качестве рекламы к платному варианту.  Реже попадаются сразу файлы высокого разрешения в слоях. Почти всегда присутствует более или менее заметный логотип производителя-автора. Среди таких рамок и шаблонов нередко попадаются настоящие произведения компьютерного искусства.

Платные файлы - чаще всего идеальный вариант как по техническому качеству, так и по исполнению, но иногда дороговаты по цене, особенно, если автор-дизайнер себя ценит. Будем честны - среди платных вариантов нередко попадается, наряду с настоящими шедеврами, откровенная безвкусица. А также можете напасть на незаконную продажу чужих, а то и вовсе бесплатных работ.

И - еще одна группа - пиратские (незаконно распространяемые) файлы. В основном это высококачественные изделия известных и неизвестных авторов. Места распространения - торрент-трекеры, файлообменники и сайты для скачивания программ.

Так на чем же остановиться несчастному дизайнеру, чтобы не погибнуть, как одно животное между двух стогов сена?

Совет первый - сделай сам! Если ты дизайнер - не поленись. Твой заказчик гарантированно получит уникальное произведение.

Однако, бывают различные обстоятельства - нет времени, нет подходящих заготовок, наконец - нет вдохновения (это тоже важно!). Вот тут-то рука с мышкой и полезла к кнопке "скачать бесплатно". Но прежде, чем нажать левую кнопку, давайте выясним - для чего это нужно. И опять варианты: a) сделать что-то для себя или любимой бабушки; b) вдруг подвернулся разовый заказ, который жалко упускать; c) постоянно что-то делаем, старенькое надоело, нужно новенькое; d) просят продать красивый шаблон или рамку.

а) Скачайте понравившийся шаблон и поблагодарите автора в комментариях или отзывах, если есть такая возможность. Если нет - помяните автора добрым словом.

b) скачайте бесплатный вариант, предоставляемый автором, и поблагодарите автора в комментариях или отзывах. Но тут есть о обратная сторона медали - существует вероятность того, что такой же шаблон будет использовать и конкурент, или что шаблон уже был использован кем-то ранее.

с) купите платный вариант, если вы будете использовать файл постоянно, или скачайте бесплатный, предоставляемый самим автором, если условия позволяют использовать в ваших целях. Но, опять же, есть вероятность невольного повтора при использовании бесплатных рамок и шаблонов. Использование платных файлов существенно уменьшает вероятность повтора. Полностью исключить повторение может только индивидуальный заказ рамки или шаблона.

d) никогда не продавайте чужих файлов без разрешения автора, даже если автор неизвестен. Даже если файл находится в "свободном распространении" (правообладатель может появится неожиданно, и у вас могут возникнуть проблемы). Из практики - был случай, когда типография была вынуждена уничтожить тираж буклетов и выпустить новый в связи с тем, что дизайнер просто скачал оформление на каком-то сайте, а автор шаблона вдруг случайно заметил плагиат. Никогда не присваивайте чужим файлам своего авторства. Вы можете взять на вооружение идею, цветовую гамму, техническое решение, чтобы создать собственный шаблон, пусть очень похожий, но не продавайте напрямую чужой.

Исходя из вышесказанного - совет второй: старайтесь не использовать безымянные шаблоны и рамки, особенно в коммерческих целях. Однако, если использование их не носит коммерческого характера, не сводится к получению материальной выгоды и не предполагает массового (или многократного) использования, то вы не нанесете никакого ущерба правообладателю, если только нет прямого запрета на использование.

Совет третий - купите или закажите, если планируете зарабатывать на этом деньги.

Совет четвертый - красть грешно (с) О.Бендер.



Источник: http://fotocom-art.narod.ru/blog/ramki_kalendari_i_fotografii_skachat_besplatno_ili_kupit_nedorogo/2014-10-20-11
Категория: Мои статьи | Добавил: fotocom (15.03.2015)
Просмотров: 647 | Теги: компьютерный дизайн, рамки и шаблоны | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поделиться в соцсетях

Статистика

Счетчик PR-CY.Rank
Besucherzahler
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 13


сайты фотоком
Посетите сайты студии ФОТОКОМ
Нижегородский фотобанк Панорама Нижнего Новгорода Фотоком-Арт Фотоком-Веб Свадебный альбом Фотоком-дети